Валерий Мухин
24.11.2009 - 04:05
Наполнение тех или иных дайвинг-курсов несколько отличается в зависимости от обучающей ассоциации и конкретного инструктора.
Кроме того, если говорить о индивидуальных занятиях, программа курса сильно зависит от индивидуальных особенностей студента.
В первую очередь это физическое развитие, которое у всех разное. Я для себя условно делю студентов на три категории:
1. Люди с хорошим физическим развитием. Отличаются развитой мускулатурой, имеют хорошую гибкость в суставах и что самое главное имеют развитую взаимосвязь между зрительным восприятием и работой мышц. Т.е. им достаточно один раз посмотреть на движения инструктора, что бы в точности их воспроизвести. Как правило, у таких людей за плечами большой опыт занятий каким-либо видом спорта.
2. Люди с нормальным физическим развитием. Некоторые группы мышц необходимых для выполнения программы курса могут быть не достаточно развиты. Сразу повторить движения инструктора они не могут, но если им подробно рассказать, что надо делать, они могут сконцентрироваться на нужном движении и нормально его выполнить. Часть суставов у людей этой группы могут не обеспечивать развороты конечностей на нужные углы и приходится их разрабатывать или искать обходные пути (особенно если ограничение в подвижности связано с прошлыми травмами).
3. Люди с удовлетворительным физическим развитием. Эта категория студентов имеет определённые проблемы с координацией движений. Даже если им рассказать, что нужно делать, воспроизвести движения они не смогут. Например, когда необходимо держать лопасти ласт горизонтально, одна ступня у этих студентов задирает ласту вверх, а вторая опускает ласту вниз. При этом сам студент этого не чувствует. Могут быть так же значительные проблемы с рабочими углами суставов и тренированности нужных групп мышц.
Второй индивидуальной особенностью студента является степень его мотивированости на занятия дайвингом. Тут могут быть самые варианты.
Самая лучшая группа студентов, это те которые, во-первых, хотят достичь высот в дайвинге, а во-вторых, уже получили от своих друзей «в теме» существенную «накачку» о том, как важны правильные навыки и техники, как это облегчит жизнь в дальнейшем, особенно при переходе на сухой костюм и несколько баллонов или ребризер, какие преимущества дает правильное оборудование и т.д.
Ниже я приведу конспектный плана занятий в закрытой воде, который я использую для мотивированных студентов с нормальным физическим развитием. Конспект я местами дополнил комментариями, что бы стало более понятна суть упражнений.
Студенты с хорошим развитием получают почти ту же программу, но расширенную в части усложнения отдельных упражнений и дополнительного объема навыков плавучести и работы ластами.
Студенты с удовлетворительным физическим развитием получают сокращенный и упрощенный вариант программы. Естественно сам курс остается в рамках стандартов обучения. Освоить навыки в полном объеме эти студенты могут на дополнительных индивидуальных занятиях.
Занятие первое. Сборка снаряжения. Этот пункт присутствует в каждом занятии. В зависимости от условий, желательно добиться ознакомления студента с различными вариантами снаряжения (жилет/крыло, грузовой пояс/карманы и т.д.).
Три способа входа в воду.
Переключение с трубки на регулятор. Упражнение выполняется на поверхности и служит одновременно для обучения очистки трубки и для обучения очистки регулятора.
Продувание ушей.
Погружение при помощи инструктора.
Половинная очистка маски.
Полная очистка маски.
Два способа включения в регулятор.
Два способа поиска регулятора.
Обзорное плавание. Плавание выполняется в технике прямого гребка.
Плавание на 25 метров без маски.
Занятие второе. Сигналы.
Работа с манометром.
Сборка снаряжения.
Подбор грузов. Дается расширенная версия подбора с расчетом веса воздуха в баллоне.
Три способа одевания компенсатора на поверхности.
Два способа снятия компенсатора на поверхности.
Два способа надувания компенсатора на поверхности.
Снятие/одевание грузового пояса на поверхности.
Самостоятельное погружение.
Качание на ластах.
Постановка техники плавания фрогом в триме. Сразу ставится техника пещерного фрога с идеальным горизонтальным тримом. Как это не покажется странным, новичку очень просто овладеть и горизонтальным тримом и пещерным фрогом, поскольку его тело еще не освоило какие-то другие движения и ему не надо переучиваться.
Компенсация изменения плавучести легкими. Является частью техник освоения горизонтального трима. Упражнение состоит в том, что студент учится брать и отдавать груз 2 кг оставаясь при этом в нейтроальной плавучести.
Снятие/одевание грузового пояса на под водой
Занятие третье. Сборка снаряжения.
Статическая задержка дыхания.
Техника ухода под воду.
Нырок за утопленным снаряжением.
Демонстрация закончившегося воздуха.
Внезапное окончание воздуха.
Взаимодействие с напарником в случае отсутствия воздуха.
Освоение в техники возвращения к напарнику находящемуся на значительном расстоянии случае потери воздуха.
Снятие/одевание компенсатора под водой
Компенсация изменения плавучести легкими при отсутствии компенсатора.
Дыхание из испоченных регуляторов (фри-флоу, разрыв мембраны второй ступени).
Занятие четвертое. Сборка снаряжения.
Техника поддува компенсатора на поверхности.
Погружение с управлением плавучестью.
Аварийное всплытие с дыханием из альтернативного источника.
Аварийное всплытие с бади-бризингом.
Аварийное на ластах.
Аварийное всплытие с положительной плавучестью.
Отсоединение инфлятора низкого давления.
Компенсация изменения плавучести ртом.
Борьба с судорогой.
Ступенчатый подъем с остановкой безопасности.
Буксировка «усталого дайвера».
Занятие пятое. Сборка снаряжения.
Планирование дайва.
Проверка напарника перед погружением.
Отработки техники погружения с входом в воду с отрицательной плавучестью.
Запуск буя.
Шлифовка техники пещерного фрога и горизонтального трима.
Дайер получит общие представления о следующих навыках:
1. Техника переднего хода фрогом в самой эффективной его разновидности.
2. Техника вертолетного разворота.
Видео с примером пунктов 1 и 2:
http://www.youtube.com/watch?v=vKNbwqEEn9o 3. Техника изменения трима:
http://www.youtube.com/watch?v=WwDy64-crZg 4. Техника всплытия в горизонтальном триме:
http://www.youtube.com/watch?v=XxJPFJjJqf4 http://www.youtube.com/watch?v=uVBLr_fYuy4 5. Техника заднего хода:
http://www.youtube.com/watch?v=Yz9dfjr3wMk http://www.youtube.com/watch?v=VT8GXXc1om0Естественно сложно полностью освоить задний ход и боковые скольжения ластами (пункт 3 и 4) за одно занятия, но базу для дальнейшей самостоятельной отработки он получит.
Трим и фрог успешно ставятся большинству студентов.
ЗЫ. Вопросы по изложенной информации приветствуются.
матраскин
30.11.2009 - 13:41
Меня тама забанили, а тут выскажусь.
Первое:
Валера ты уподобляешься известному интернетовскому юродивому, который торгует сухарями.
Он так всех достал своей рекламой, что уже о самих сухарях никто и не помнит.
Так и ты выложил везде рекламу своих курсов, причем в тех местах, где потенциальных клиентов не существует. А есть только люди, нежно любящие тебя слушать, читать и смотреть.
Второе:
Ты легко ведешься на провокации. Инструктору надо быть спокойнее и выдержанее.
Третье:
Об курсе, я согласен, что учить фрогу и триму это здорово. Если ты добавляешь это в курс отдельными часами, не в ущерб программе это хорошо. Надо, только, давать студенту выбор: учиться как все или по расширенной методике.
Все дыхания из вентиля, факапные факапы, поддувы БСД из задницы и мастер-класс по P-valve должны даваться вне курса ОВД. ЭТО ФАКУЛЬТАТИВ, причем студент должен иметь некоторый опыт для понимания, что ЭТО ему ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужно.
Устав, ребята, это книга где каждая буква и запятая, написаны кровью дураков, которые точно знали как лучше. Автор - любой сержант, любой армии мира.
Четвертое:
Ты уж прости, но не с опытом инструктора в один год, изобретать авторские методики. Свои наработки есть у любого инструктора, все дают что-то свое в рамках любого курса. Валер, вытатуируй себе надпись на руке:
ЧЕМ БОЛЬШЕ Я УЗНАЮ, ТЕМ МЕНЬШЕ Я ЗНАЮ.
И сними корону бывалого и умудренного опытом.
Пятое:
Вместо занятий самобытным дайвингом пройди курс DIR-F.
Это я тебе говорю, как человек попробовавший и то и это.
Дайвцентр САДКО- Хургада
30.11.2009 - 14:39
Для начала копирую то, что было на Тетисе:
=====================================================================
Ну хорошо. Правда под рукой сейчас,в электронном виде, у меня есть эта программа только в вольном изложении студентов первого курса Редактировать лень, кто в теме,тот ,уверен, поймет что к чему:
Занятие 1.
комплект №1 (маска, ласты, трубка)
1. правильно одеть, поплевать - рассказ на 5 мин (обращать внимание на правильное расположение резинки маски, отсутствие правых и левых ласт...)
2. плавание по поверхности двумя способами в комплекте №1.
- руки вдоль тела
- руки впереди
- можно еще кролем в полной координации, но не обязательно
3. Освобождение трубки от воды в стационарном положении (держась за дорожку или бортик, сделать глубокий вдох, опуститься под воду, сосчитать до 8-10, подвсплыть, резкий выдох - повторить несколько раз)
4. 8-10 мин плавание по 25 метров разными способами (заныр в длину на 4-6 метров и на 1 м в глубину - следить, чтобы плыли ровно, не перекашиваясь)
5. Заполнение маски
- маска на 1/2 заполнена водой в стационарном положении (голова опущена в воду, ровное дыхание через трубку)
- плавание 1 способом с маской, на 1/2заполненной водой. 50 метров(следить, чтобы не подсасывали носом воду)
- маска полностью залита. плыть 50 метров. дыхание через трубку.(-"-)
- маска на лбу. трубка во рту. плыть 50 метров. дыхание через трубку (объяснить, что упражнение поможет, если сбили маску)
(глаза всегда открыты! закрыты, только если линзы, но для слабого зрения лучше маску с диоптриями)
6. Освобождение маски от воды в три этапа.
- вдох->опуститься под воду->залить маску на половину->выдох носом в маску-> встать
- вдох->опуститься под воду->залить маску полностью->выдох носом в маску-> встать
- вдох с маской на лбу->опуститься под воду->одеть маску->выдох носом в маску-> встать
повторить несколько раз
7. Плавание, заныры в длину, продувка маски
Занятие 2.
1. Повторение прошлого занятия 15-20 мин
2. ныряние в глубину ногами вниз.(если в бассейне есть длинная лестница до дна - то по ней, если нет, то ко дну опускается веревка с грузиком на конце, либо длинная палка, и студент делает 3-4 глубоких вдоха, затем по ней опускается до дна, при этом делая остановки для продувки маски и ушей, ложится на дно на несколько секунд. упражнение делается без трубки во рту)
3. то же самое, но с трубкой. т.е. при всплытии выныривает и продувает трубку. следить, чтобы при продувки маски и ушей не шли пузыри из трубки. упражнение делается для четкого разделения рта и носа.
4. граммотное всплытие. (опускаются на дно. отталкиваются от палки/веревки/лестницы и всплывают, при этом обязательно смотря перед собой вверх, чтобы стекло маски было параллельно поверхности воды, смотрят в ту точку, куда всплывают, обязательно правая рука над головой, чтобы если что врезаться не головой, а рукой)
повторить несколько раз, чтобы разработались уши.
5. повторение прошлого занятия, но уже не на 1м, а ныряют до самого дна, проплывают 3-4 м и вертикально всплывают, смотря перед собой вверх, чтобы не врезаться.
6. повторение пройденного до конца занятия.
Занятие 3.
с аквалангом
1. построение, рассказ о снаряжении. примерно на час. баллон, жилет, подсоединение жилета к баллону, регулятор и составные, правильное соединение с баллоном и жилетом. Рабочая проверка снаряжения!!!
- граммотное надевание в зависимости от условий (пляж, корабль...)
- вход в мелкую воду (1,5 метра)
2. плавание в жилете по поверхности 2 способами
- на спине
- на груди
(по 50-100 м, поднимая голову через 8-10 гребков)
3. Уход под воду.
выпустить воздух, опуститься на дно, подышать, затем всплыть на жилете (!!!)(рука с инфлятором над головой)
На поверхности надуть жилет ртом (за 3-4 выдоха)
повторить несколько раз
4. освобождение дыхательного аппарата от воды 2 способа:
выдох и кнопка. второй способ нужен, если выбили регулятор на выдохе (лежит на дне, делает вдох. вытаскивает аппарат изо рта загубником вниз, считает до 8-10, пускает пузырьки тонкой струйкой изо рта, широко открывает рот, убеждается, что несмотря на то, что рот широко открыт, вода туда не попадает, засовывает туда загубник, делает выдох. А потом то же самое делает кнопкой)
5. нахождение выпавшего автомата двумя способами: серпа и из-за плеча.
6. освобождение маски от воды в 3 этапа:
1. 50%
2. 100%
3. маску снять, одеть, освободить от воды.
(дыхание обязательно, носом не подсасывать воду, глаза открыты (сможет смотреть, куда всплывает))
7. Повторение
8. выход из воды, граммотная разборка снаряжения (снять давление, разъединить, продуть колпачок, регулятор на шею, жилет на руку, слить воду из жилета, баллон в руку, сдать снаряжение)
Занятие 4.
на глубоком месте
1. сборка, надевание
2. отработка входа в воду спиной ( на край, свесить таз, подбородок прижат, держит маску и автомат, мягко падает на баллон, ждет, пока его не вынесет на поверхность). Ручная подкачка жилета на поверхности.
- нельзя хвататься за дорожки и борта, не шевелить ногами, чтобы видеть, что жилет их держит.
- рассказ о разнице между мелкой и глубокой водой: кроме продувки ушей и маски, поддувать жилет, т.к. костюм меняет плавучесть. в первые разы лучше поддерживать. согнуть ноги в коленях, сдуть жилет полностью, начать погружение, правая рука продувает уши, левая на инфляторе, по мере опускания, поддувать жилет, продувать уши, поддувать маску. должен мягко опуститься на колени, не вылететь наверх от передува. нельзя шевелить ластами.
- встали на дно.,Подышали,затем поддуваем жилет. Задача: делая выдох и сдувая жилет должен мягко всплыть к поверхности, смотря перед собой.
- когда получилось - сначала резко спустить воздух по готовности, потом на дне резко надуть. в упражнение заложена вся основа. человек уже не боится, что его вынесет, умеет регулировать плавучесть.
3. маятник. сначала показать. сначала чтобы просто качались, используя жилет и встречное дыхание, потом останавливался в нескольких положениях. можно, чтобы останавливались на уровне лица инструктора. полностью сдуть жилет, затем повторить упражнение.
4. оставшееся время поплавать около дна. обратить внимание на правильную плавучесть при этом показать, что при вдохе поднимает. а при выдохе опускает, чтобы они не боялись и не дергались.
5. выход из воды, разборка, сдача снаряжения.
Занятие 5.
1. сборка снаряжения.
2. вход в воду кувырком назад ради повторения.
3. опуститься вниз, повторить маятник в разных углах. можно проплыть, потом опять. добиваться, чтобы их не качало, а чтоб четко стояли под определенным углом.
4. завис со дна. Это тот же маятник, но без опоры ласт на дно. встать на колени, сдуть жилет, подкачать, подвсплыть на 1 м, начать качаться вдох=поднялись-выдох=опуститься. лучше делать у стенки.
- повторить упражнение в позе "антикреветка" - руки держат ноги + прогиб в спине
5. ост. время закрепление. плавать в метре ото дна, делая зависы. на одном вдохе и на одном выдохе, входить-выходить из зависа.
6. выход...
Занятие 6.
1. сборка, подготовка ко входу в воду.
2. вход шагом. + в том, что они видят, куда ныряют.
3. 10 мин на повторение прошлого занятия. вход в завис со дна, плавание ит.д.
Далее- в реальной жизни надо уметь зависать с поверхности.
4. поза антикреветки. спуск воздуха, остановиться напротив бортика безопасности (1,5 м), используя подкачку жилета. не шевелить ногами.
5. плавание, повтор зависания,
6. ручная подкачка жилета под водой. инфлятор вышел из строя, кончается воздух... в целях его экономии
-. всплытие с ручной подкачкой(стоя на дне, выпустить весь воздух, надуть ртом, гасить воздух при всплытии, чтобы не вылетать наверх и не упасть вниз)
-. маятник и зависание с ручной подкачкой и дозированным выдохом в жилет
НЕТ ПОДЬЕМУ НА ЛАСТАХ !!!
7. повторение пройденного
8. выход из воды, сдача
Занятие 7
1. сборка, вход шагом, стараться шпагатом, чтоб голова едва скрывалась под водой (ласты хлопают по поверхности)
2. 10 мин повторение прошлого занятия в полуметре ото дна, чтобы выявлять ошибки в плавучести.
3. отдых на дне, восстановление дыхания:
- лечь на дно, голову как можно больше прижать подбородком к груди
- переключить на максимум регулятор
- вдыхать по кнопке - нажал=вдох, отпустил=выдох
4. аварийные ситуации:
выход аппарата из строя (современное оборудование при поломке не перекрывает воздух, а встает на постоянную подачу)
I. всплытие с аппаратом, непрерывно выпускающим воздух
2 этапа:
- на дне на коленях, вытаскиваем аппарат, нажимаем на кнопку, вставляем в рот, держа кнопку, следить, чтобы человек дышал.
(1.) всплытие. правой рукой держать кнопку, левой держать инфлятор. не терять чувство скорости, смотреть куда-то в сторону, а не на пузыри, всплывать медленно, не вылетать на поверхность.
5. снятие одевание грузового пояса на поверхности воды
6. снятие одевание аппарата на поверхности (сесть верхом, лежа на спине все застегнуть)
повторить 5-6 раз.
7. выход
Занятие 8
1. сборка, вход шагом
2. плавание, завис в течение 10 мин
3. гребок-скольжение, чувство, что вода их держит.
4. аварийная ситуация. воздуха слишком мало - лопнул шланг, или не смотрели на манометр
(2.) 1 этап. рядом есть напарник.
всплытие на октопусе. (правильно подать знак, правильно сцепиться. правильное всплытие на поверхность, не шевеля ластами. оба контролируют скорость всплытия, держат инфлятор. На поверхности спасатель откидывается на спину, создавая опору для жертвы, чтобы он смог надуть свой жилет.
по ходу упражнения пары меняются ролями.)
2 этап. у напарника не октопус, а АИР (инфлятор и октопус в одном корпусе) разница в том, что отдаем не октопус, а свой автомат, а сами дышим из АИРа.
(3.) 3 этап. нет в прямой видимости напарника. аварийно-контролируемое всплытие. (из нулевой плавучести. один гребок и всплытие на одном выдохе. в учебных целях сначала автомат во рту, а потом сделал последний вдох, вытащил автомат изо рта, держит его в руке над головой. пускать пузырьки. ногами не шевелить. только гасить скорость.)
- попробовать аварийно-контролируемое всплытие с 30м. (смоделируем: начало в углу глубокой части, всплытие наискосок через весь бассейн. пуская пузыри. это не реальное всплытие. выдыхать гораздо более тонкой струйкой, нежели в реальных условиях. при этом обязательно контролировать скорость всплытие, чтобы их не вынесло на склоне на поверхность, ноги не шевелятся)
(4.) - Неконтролируемое всплытие
сдергивать пояс (обязательно делать в парах, грамотный выдох, а напарник поднимает пояс, чтобы одеть на поверхности)
5. выход
Занятие 9.
1. сборка, вход шагом, 10 мин повторение
2. (5.) пятый способ подъема вверх в аварийной ситуации - парное дыхание
(попеременно из одного аппарата)
а. в стационарном положение дышать из одного аппарата(2-3 вдоха, не вырывать, ДОСТУП К КНОПКЕ дых. авт. Обязателен!!!)
б. всплытие. не забывать спускать воздух из жилета. обязательно выдыхать.
в. на расстоянии. подать сигнал, сцепиться. всплыть. на поверхности бадди откидывается на спину, чтобы создать опору жертве, чтобы она мог подкачать жилет ртом.
3. Плавание, повторение
4. Выход
Занятие 10.
1. сборка, вход шагом, повторение зависов.
2. снятие, одевание пояса под водой
а. на колене: встали на колено, пояс сняли , перекинули на колено, одели обратно.
б. методом переворота. не имеет значения вес пояса.
повторение
3. снятие, одевание акваланга под водой
.
Занятие 11.
1. Теория: азот, глубинное опьянение, кессонная болезнь, пользование таблицами,их недостатки , + компьютеров, его возможности и тд.
2. сборка, вход шагом, плавание в течение 10 мин.
3. плавание по компьютеру. посмотреть, как меняются показатели
- в середине бассейна только по компьютеру зависнуть на глубине 1,5 метров.
- после занятия снять показания компьютера. сколько на какой глубине и т.д.
4. работа с компасом.
походить вдоль дна, ровно дышать.
плавать по компасу 10-15 гребков, разворот на 180, возврат в исходную точку..
5. Выход.
Занятие 12.
Самостоятельное повторение всех пройденных навыков . Примерно 30 минут.
Сдача практического экзамена.
_________________
Сразу же после первичного курса идет этот:
КУРС "ПИЛОТАЖА"
Курс пилотажа - один из основопологающих курсов подводного плавания.
Именно он закладывает новую философию плавания,основанную на 100% компенсации плавучести.
Курс включает в себя следующие темы:
Подбор и размещение грузов в зависимости от типа и толщины гидрокостюма, типа ВСД (обычный или крыло), материала и типа баллона, солености воды и т.д.
Неподвижный завис в любом положении:вверх головой,вниз головой,на спине и т.д. олучение т.н. неподвижного горизонтального зависа - основы основ подводного плавания,причем не только в крыле, а в самом обычном жилете.
Экономичные способы плавания (3 вида),позволяющие в 1,5 - 2 раза увеличить экономию воздуха.
Плавание спиной вперед из неподвижного зависа в позе "сидя в кресле". Провороты на один и другой бок, а также в обычное горизонтальное положение как в движении, так и в стационарном положении.
Развороты на месте на 360 град. в вертикальном и горизонтальном зависе.
Плавание ногами вперед как по прямой,так и по змейке.
Преодоление различных препятствий в виде пробоин с рваными железными краями в бортах и палубе затонувшего корабля. Эти пробоины олицетворяются горизонтальными и вертикальными кольцами. Кольца выстраиваются в различные трассы. Проходить надо так, чтобы шланги, жилет и т. д. не задевали за кольца. Все делается из неподвижного зависа, НЕ НА СКОРОСТИ!!! Например, мы крадучись зашли в пробоину, а там острая арматура. Останавливаемся и задним ходом выбираемся назад. Важно, что Пилотаж носит перманентный характер. Это дает возможность сколь угодно его в дальнейшем усложнять, добавлять ворота из поплавков и бичевки (их проходить cложнее, чем кольца), проплывать все на боку, на спине, ногами вперед и т. д. Все зависит от фантазии и задач, которые Вы перед собой ставите.
Для "продвинутых" дайверов тот же курс проводится в сухом костюме.
Курс идет практически 2 раза в месяц и занимает обычно 6 учебных
занятий в воде + от 4 до 6 занятий на самостоятельную отточку навыков.
*************************************************************
Ну а затем у большинства следует поездка в Хургаду, несколько дней "приплавывания" к новым особенностям (бот,волна,течения) и курс Адванс (5 дней х 2 погружения + 1 ночное = 11
дайвов.) Адванс идет у нас по цене обычного дейли дайвинга, т.е. вся учебная программа бесплатно (промоушен программа) + стоимость самого пластика 30 дол.
На этом "генеральная линия" заканчивается и далее она разветвляется для разных людей в разные направления. В зависимости от интересов самих людей.
Примерно так.
QUOTE(Дайвцентр САДКО- Хургада @ 30.11.2009 - 14:54)
Владимир, КАТЕГОРИЧЕСКИ не согласен!
Например ,рабочий автозавода вместо того,что бы пользоваться рекомендациями технологической карты по сборке двигателя, "подгоняет" все кувалдометром! Но,согласитесь, это никак не умаляет умных слов ,написанных в технологической карте.
Алтернатива в данном случае - не кувалда, а разработанная в другом НИИ альтернативная технологическая карта. И сравнение технологий (по надежности,трудозатратам,временным нормативам и т.д.) осуществляется именно абстрактно, без привязке к конкретному дяде Васе. А то, что дядя Вася долбит кувалдой - это совсем другая тема.
Технология - она на то и технология, что если ее правильно (!!!) используют разные люди, результат должен быть примерно одинаков.
А я с Вами Абсолютно согласен в этом вопросе
Я и хотел сказать - нет смысла обсуждать описанную технологию в отрыве от практики, и поступков.
Можно написать отработка навыков плавучести, вот только кто догадается, что это упражнение "жопа"? Можно написать отработка действий в ситуации НетГаза, вот только кто догадается что надо проплыть бассейн с закрытыми вентилями спарки и подышать из балона без вентиля?
И если эти примеры относятся не к Валере (хотя он самый громкий защитник таких методик), то ОВД которого на курсе заставляли дышать из балона видело несколько человек. Про интродайвы для девушек ОВД на советских ребризерах все тоже читали, и многое другое. Вот и получается - написано все гладко, но ...
Для Валерия - по содержанию курса см. выше. Однако дополнительно я нигде в списке упражнений ИАНТД курса ОВД не нашел:
- регулирования плавучести дыханием (читай описание и отзывы инструктора о девушке с 12кг перевеса)
- статической задержки дыхания
- подныривания за снаряжением на дно бассейна
первые 2 - опасны на этом уровне обучения, по причине неопытности дайверов, 3-е бессмысленно.
Да есть великие люди, которым тесно в рамках какой то определенной системы, и они уходят, создают свои собственные! Но тот ли здесь случай?