QUOTE(CaptainAl @ 04.12.2007 - 12:18)
А насчет PADI - просто там начиная с дайв-мастера учат не столько нырять, сколько продавать. Я нисколько не удивлюсь, если выяснится, что ребята просто НЕ ЗНАЛИ, что есть, например, предел по кислороду.
Может не совсем в тему (если что,то модераторы отрежут). Это базовые куски моего доклада на Международной научной конференции в РГУФКе. Корень зла ИМХО в методике,являющейся следствием определенных поставленных задачь:
=====================================================================
Эйдис Борис Анатольевич
Засл.Тр.РФ , Зам.Председателя техкомитета КПДР.
Плавательный бассейн УСЗК .
Основные напрвления новой методики по подготовке
подводных пловцов (дайверов).
Прежде, чем говорить о новой методике,необходимо задаться вопросом: А зачем она вообще нужна? Существует множество методик различных ассоциаций. Почему бы не просто пользоваться ими?
Для ответа на этот вопрос необходимо сделать небольшой исторический ракурс .
Итак, в советские времена подводным плаванием в нашей стране занимался ДОСААФ. Используя свои штатные подразделения,такие как ФПС и ЦМК,где были в то время сосредоточены высококвалифицированные кадры специалистов, ДОСААФ совместно с Госкомспротом подготовил и издал многочисленные методики по подготовке подводных пловцов и спортсменов-подводников, прежде всего «Руководство по подводному спорту». Изданые методики не были чем то постоянным и застывшим. Они обновлялись и выпускались в виде методических разработок ЦМК. Почему же мы сейчас не используем эти высокопрофессиональные методики? Тому есть несколько причин:
- Снаряжение,которое использовалось в советское время, координальным образом отличалось от того современного,которое мы используем сейчас. Поскольку в те времена не было компенсаторов плавучести,альтернативных дублирующих систем дыхания,электронных компьютеров и т.д.,в старой методике не были прописаны правила пользования ими и не давалась медодика обучения плавания с использованием данного снаряжения.
- По правилам погружений в те времена допускались только однократные дайвы,т.н. повторные погружения были запрещены. И это в сочетании с запретом ночных погружений (только в исключительных случаях!) и ограниченным запасом воздуха в советских аквалангах делало ненужным изучение теории,а главное практики,декомпрессии.
-Современный подход к разработке методик говорит нам о том,что упражнения учебного курса должны быть связанными с реальной жизнью. Иными словани, быть олицетворением неких реальных жизненных ситуаций. К сожалению, многие упражнения советской методики носили «мелитористский» характер и никак не могли быть применены в реальной жизни. Например упражнение: Погрузиться на дно,снять с себя все снаряжение,всплыть на поверхность,затем занырнуть,одеть все снаряжение под водой,после чего всплыть. Невозможно в реальной жизни представить ситуацию,когда придется это делать и этот навык сможет пригодиться! Тем более для дайвера начального уровня.
Т.о., применение в современных условиях советской методики «в лоб» не представляется возможным.
Альтернативой советской методике являются современные методики различных иностранных ассоциаций по обучению дайвингу. Наиболее полно они прописаны в ПАДИ,хотя основные принципы других ассоциаций достаточно похожи на них. Почему же,на мой взгляд, надо выдумывать новую методику,а не пользоваться методикой ПАДИ и аналогичными?
- Исторически,когда дайвинг начал бурно развиваться в середине 60-х годов прошлого века,возникла необходимость учить людей на различных международных курортах.. Однако учить их по классическим канонам (долго и серьезно) не представлялось возможным хотя бы потому,что как правило люди на курорт приезжают в основном на одну,максимум на две,недели. Т.о. стала необходима методика,когда за очень короткий срок необходимо научить людей хоть самым базовым навыкам,чтобы они хотя бы не утонули во время этого самого обучения. Однако освоить за короткий срок реальные сложные навыки невозможно. Поэтому ПАДИ вместо реальных навыков ввело в свою программу эрзац-навыки. Т.е. эти навыки неправильные,нефизиологичные и т.д.,однако они позволяют в течении короткого времени их освоить и дают возможность обучаемому сразу же не погибнуть. Ярким примером таких навыков является правило «Дышите непрерывно!». Это неправильно,это не физиологично и даже порой опасно из-за возможности заполучить апноэ,но это очень просто и легко усваивается учеником.
- Климатические условия и специфика большинства водоемов нашей страны ,мягко говоря, отличаются от условий как международных курортов,так и просто зарубежных водоемов (озера и водоемы западной Европы). Применение «в лоб» методик,предназначенных для курортов не только не эффективно,но и зачастую опасно!
Например,проведение т.н. «открытой воды» с новичками в условиях подмосковных водоемов .
-Обучение в нашей стране не имеет жестких временных рамок. Люди живут в данном городе и им не надо через неделю куда то уезжать. Они могут учиться долго,серьезно и безопасно. Запихивать все «обучение» в 4 дня нет никакой необходимости.
-Методика обучения иностранных ассоциаций построена не на базе принципов спортивной науки с целью наиболее грамотно обучить человека,а на принципах маркетинга. Вся методика перевернута с ног на голову,нарушаются принципы «От простого к сложному» , «выделение главного звена» и т.д. Например,учат человека под водой снимать с себя снаряжение тогда,когда он еще не умеет плавать. Или сначала учат его плавать с аквалангом под водой,а только к концу курса начинают учить плавать по поверхности и нырять (да и то, этот навык не является обязательным).
Т.о.,современные иностранные методики обучения являются ни чем иным,как «пляжно-курортными» экспресс курсами,отделанными «героическим» антуражем : различного рода нашивками с применением слова «мастер»,пластиковыми карточками,настенными дипломами и т.д. и совершенно не ставящими своей целью действительно серьезно научить человека безопасному дайвингу.
Разработанная новая методика подготовки аквалангистов посторалась вобрать в себя самые лучшие черты как старой отечественной школы,так и современных методик:
-Сроки обучения увеличены до реальных значений и примерно в 4 раза превышают сроки обучения по иностранным методикам. Все упражнения многократно повторяются до возникновения некоего моторного навыка.
-Все навыки являются реальными. Эрзац-навыки не используются. Например,принцип ПАДИ «дышите непрерывно!» заменяется принципом «всплывай – выдыхай!».
-Все программы построены на принципе «от простого к сложному» с выделением «главного звена». Например,в первичном курсе студента сначала учат плавать по поверхности воды,потом нырять в длину и в глубину,потом учат правильно плавать с аквалангом,потом решать какие то проблемы и выходить из возможных аварийных ситуаций. И т.п.
-Все упражнения являются либо олицетворением какой то реальной жизненной ситуации,либо просто подготовительными упражнениями к более сложным реальным.
Например.упражнение «Завис со дна» ,который не должен применяться в реальной жизни или применяться очень ограниченно,является подготовительным упражнением к «Завис с поверхности»,что будет необходимым в дальнейшем в каждом реальном дайве.
-Максимальное использование всех возможностей нового современного снаряжения.
Например,использование компенсатора плавучести для получения стабильного неподвижного зависа,а не как спасательного жилета на поверхности или лямок для крепления баллона.
-Отрицается такое понятие ПАДИ,как «открытая вода». Программы можно выполнять как в естественном водоеме,так и в глубоком прыжковом бассейне с практически одинаковым результатом на выходе. Исключением являются некоторые программы,которые невозможно полностью или частично выполнить в бассейне,такие как «Погружения на течении», «Погружения на затонувшие корабли» и т.п.
-Предидущий пункт дает возможность обойти системную ошибку программ ПАДИ и сделать обучение непрерывным:
а/ Не нужно ждать по нескольку месяцев прохождения студентом Открытой воды для окончания первичного курса. Тем боле.что к моменту ее прохождения студент уже почти все забывает,чему его учили много времени назад.
б/ Можно сразу же после окончания определенных курсов проводить студентам курсы повышения квалификации. Например,после первичного курса сразу же дать ему курс «Пилотаж в дайвинге»,а затем «Подводный фотограф» или «Подводный видеооператор».
-В иностранных методиках дайвинг рассматривается как некий изолированный род деятельности человека, развивающийся по своим внутренним законам. В новой методике дайвинг рассматривается как «физкультурная составляющая» подводного спорта ,точно так же как велоспорт,конькобежный спорт,лыжный спорт и т.д. И в таком случае можно использовать достижения спортивной науки для понимания закономерностей в развитии дайвинга.
Базовым является первичный курс обучения. Первичный курс включает в себя пользование всем снаряжением, его проверку, в ходе которой можно выявить до 95% неполадок еще до входа в воду (в западных программах нет), а также отрабатывается до автоматизма выходы из всех мыслимых и немыслимых аварийных ситуаций, которые теоретически и практически могут возникнуть под водой (в иностранных программах невозможно из-за ограничения времени). Также во время занятий курсанты знакомятся с различными типами снаряжения, в том числе с подводными компьютерами, на которых они будут учиться планировать свои погружения, пользоваться ими под водой, а также извлекать показания после прошедшего дайва (в иностранных программах только теоретическое ознакомление). Программа его приведена ниже:
.............................................................................................................................................................
.............................................................................................................................................................
Из данной программы видно,что ее ключевым пустулатом является лозунг:«Неподвижный завис как основа подводного плавания!». Иными слвами: «Дайвер – это не самолет,который летает за счет пропеллеров. И если пропеллеры останавливаются,то самолет падает. Дайвер – это дирижабль,который неподвидно висит в толще воды.И мотор ему нужен совсем не для того,чтобы не упасть,а исключительно для перемещения по горизонтали».
Поэтому совсем не случайно особое место в новой методике занимает
КУРС "ПИЛОТАЖА" и МАСТЕРСКОГО ВЛАДЕНИЯ ПЛАВУЧЕСТЬЮ.
Курс пилотажа - один из основопологающих курсов подводного плавания.
Именно он закладывает новую философию плавания,основанную на 100% компенсации плавучести.
Курс включает в себя следующие темы:
1. Подбор и размещение грузов в зависимости от типа и толщины гидрокостюма, типа ВСД (обычный или крыло), материала и типа баллона, солености воды и т.д.
2. Неподвижный завис в любом положении:вверх головой,вниз головой,на спине и т.д. получение т.н. неподвижного горизонтального зависа - основы основ подводного плавания,причем не только в крыле, а в самом обычном жилете.
3. Экономичные способы плавания (3 вида),позволяющие в 1,5 - 2 раза увеличить экономию воздуха.
4. Плавание спиной вперед из неподвижного зависа в позе "сидя в кресле". Провороты на один и другой бок, а также в обычное горизонтальное положение как в движении, так и в стационарном положении.
5. Развороты на месте на 360 град. в вертикальном и горизонтальном зависе.
6. Плавание ногами вперед как по прямой,так и по змейке.
7. Преодоление различных препятствий в виде пробоин с рваными железными краями в бортах и палубе затонувшего корабля. Эти пробоины олицетворяются горизонтальными и вертикальными кольцами. Кольца выстраиваются в различные трассы. Проходить надо так, чтобы шланги, жилет и т. д. не задевали за кольца. Все делается из неподвижного зависа, НЕ НА СКОРОСТИ!!! Например, мы крадучись зашли в пробоину, а там острая арматура. Останавливаемся и задним ходом выбираемся назад. Важно, что Пилотаж носит перманентный характер. Это дает возможность сколь угодно его в дальнейшем усложнять, добавлять ворота из поплавков и бичевки (их проходить cложнее, чем кольца), проплывать все на боку, на спине, ногами вперед и т. д. Все зависит от фантазии и задач, которые Вы перед собой ставите.
Для "продвинутых" дайверов тот же курс проводится в сухом костюме.
Обучающие программы всех остальных последующих курсов построены на базе тех же самых принципов,приведенных выше.
Есть ли у новой программы недостатки? Конечно есть! И прежде всего это экономическая состовляющая. В настоящее время аренда воды в глубоком бассейне,особенно в крупных городах,стоит достаточно дорого. Что делает себестоимость самого курса также высокой. Остается надеяться,что что может быть наша страна со временем придет к «Финскому опыту»,когда с предприятий не взыскиваются налоги на суммы,идущие на развитие физкультуры и спорта. В том числе и на дайвинг.
Данная методика подготовки дайверов применяется в сети клубов «Садко» с 1995 года и показала себя с положительной стороны.
Для продвижения этой методики в настоящее время используется система проведения Мастер Классов. Большинство людей.прошедших такие МК не только навсегда расстаются с догмами ПАДИ,но и становятся самыми активными пропагандистами этой методики.
Приложение: три видеоклипа по Пилотажу.